Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Музыкальный класс - Я узнаю...
Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Музыкальный класс



Ирландская народная музыка: национальные музыкальные инструменты, танцевальные и вокальные жанры, Музыкальный класс

Ирландская народная музыка – это тот пример, когда традиция становится популярной, ведь на данное время, как в самой Ирландии, так и за ее пределами, в том числе в странах СНГ, многие исполнители с большим удовольствием играют ирландский фолк или «кельт скую» музыку.

Конечно, стоит заметить, что большинство коллективов играют не совсем аутентичную для Изумрудного острова музыку, по большей части все композиции играются в современном стиле, просто с включением народных инструментов Ирландии. Давайте рассмотрим ирландскую музыку, но начнем с инструментов.

Как появилась флейта тинвистл?

Тинвистл – вид флейты, который обязан своим появлением простому чернорабочему Роберту Кларку (молодой инструмент, но успевший нахвататься популярности). Он смекнул, что флейты из дерева сильно дороги и стал делать инструменты из жести, покрытой оловом. Успех флейт Роберта (названных тинвистлами) был столь ошеломительным, что Роберт заработал на этом целое состояние, а его изобретение впоследствии получило статус национального инструмента.

Фиддл – ирландская скрипка

Есть любопытная истории о том, как в Ирландии появился фиддл – местный аналог скрипки. Однажды к берегам Ирландии приплыл корабль, и он был гружен дешёвыми скрипками, а ирландский народ очень заинтересовался недорогими музыкальными инструментами.

Ирландцы до конца не разобрались в технике игры на скрипке: держали не так, нужно, а вместо того, чтобы канифолить смычок – канифоли струны. Поскольку выход из народа играть учились самостоятельно, то в результате сложилась своя национальная манера игры, своя орнаментация в музыке.

Знаменитая ирландская арфа

Арфа является геральдическим символом и национальной эмблемой Ирландии, поэтому слава, которой достигла ирландская народная музыка, многим обязана именно арфе. Этот инструмент издавна был почитаем, на нём играл придворный музыкант, который сидел подле короля, а в часы войн ехал впереди войска и поднимал боевой дух своей музыкой.

Ирландская волынка – старая знакомая?

Ирландских волынщиков иногда величают «королями народной музыки», и ирландская волынка заметно отличается от волынок Западной Европы: воздух в трубки нагнетается не силой легких музыканта, а с помощью специальных мехов, как на гармошке.

Ирландская народная музыка славится как изумительными песнями, то есть вокальными жанрами, так и зажигательными танцами.

Наиболее известный танцевальный жанр – это джига (иногда говорят – жига, без начального «д»). В старину таким словом вообще называли всего лишь скрипку, на которой какой-нибудь деревенский музыкант играл для танцующей молодёжи. Видимо с той поры слово джига (или более обывательское — жига) привязалось к танцу, став одновременно и его названием.

Жига не всегда была одинаковой – сначала это был танец парный (танцевали девушки и юноши), затем он приобрёл юмористические черты и перекочевал из молодёжной среды к матросам. Танец стал сугубо мужским, быстрым и ловким, иногда не лишённым грубости (когда написались и шутили черезчур «шутливо», грубовато).

Другой популярный танцевально-музыкальный жанр — это рил, который тоже играют в быстром темпе.

Главное средство выразительности, различающее музыку джиги и музыку рила – это ритм, вокруг которого обвивается мелодия. Жига в этом отношении чем-то сродни итальянской тарантелле (из-за своих чётких триольных фигур на 6/8 или 9/8), а вот ритм рила – более ровный, почти лишённый остроты, идёт этот танец в двудольном или четырёхдольном размере.

Кстати, если жига – танец, который возник и сформировался в народной среде за довольно продолжительное время (время появления неизвестно), то рил, напротив, является искусственным, изобретенным танцем (его придумали примерно в конце XVIII века, потом он стал модным, ну а потом уж ирландцы не могли представить своей жизни без рила).

В чём-то близкой рилу является полька – чешский танец, который завезли на кельтские земли солдаты и учителя танцев. В этом жанре двухдольный размер, как в риле и тоже важен ритм, как основа. Но если в риле важна ровность и непрерывность движения, то в польке, и вы это прекрасно знаете, в польке у нас всегда чёткость и разделённость (притопы).

Самым любимым вокальным жанром ирландцев является баллада. Этот жанр является также и поэтическим, потому что в своей основе содержит историю (эпос) о жизни или о героях, или, наконец, сказку, рассказываемую в стихах. Обычно такие рассказы-песни исполнялись под аккомпанемент арфы. Правда ведь, это всё напоминает русские былины с их гусельными переборами?

Одним из древних вокальных жанров в Ирландии был шан-нос – очень сильно орнаментированное импровизационное пение (то есть пение с большим количеством распевов), где было несколько партий голосов, из которых сплеталась общая композиция.



News Reporter