Песни о гражданской войне: такое не забывается, Музыкальный класс - Я узнаю...
Песни о гражданской войне: такое не забывается, Музыкальный класс
Песни о гражданской войне: такое не забывается, Музыкальный класс

Многим известно выражение: «Когда говорят пушки – молчат музы». Его правота относительна. Так, в ленинградскую блокаду музы не молчали. Напротив, стихи Ольги Берггольц и Николая Тихонова помогали людям выжить, давали веру в победу.



И всё-таки достаточно часто те стихи и песни, которые рождаются непосредственно в гуще событий, бывают обречены на неуспех – слишком много в них поспешного и эмоционального. И, напротив, когда событие становится историей, постепенно отходит в прошлое, есть вероятность рождения подлинных поэтических и музыкальных шедевров. Так произошло и песнями о гражданской войне – часть из них родилась позже описываемых событий.

В 1924 году эстонский поэт Николай Кооль опубликовал в одной из газет стихотворение «Смерть комсомольца» — незамысловатую историю о гибели молодого красноармейца во время разведки и его прощании с верным конем. В обработке композитора Александра Васильевича Александрова получилась песня «Там, вдали, за рекой…»

В 2000 году грянула сенсация. На страницах «Парламентской газеты» журналист Виталий Апрелков утверждал, что Кооль всего лишь переделал казачью песню 1905 года «За рекой Ляохэ», посвящённую одному из сражений русско-японской войны, известному под названием «набег на Инкоу». И, дескать, к песням о гражданской войне она отношения не имеет.

Впрочем, не исключено, что заявление это носило чисто конъюнктурный характер и преследовало цель популяризации и возрождения казачьего движения в стране. Так что песня «За рекой Ляохэ» может являться просто искусной подделкой.

Михаил Светлов – автор стихотворения «Гренада», ставшего популярной песней, особенно благодаря барду Виктору Берковскому. Незамысловатая, в общем-то, история об украинском хлопце, отдавшем жизнь за чужую страну, трогает до сих пор.

Забавно то, что стихи задним числом стали ассоциироваться с Гражданской войной в Испании, тогда как она началась спустя десять с лишним лет. Да и писал Светлов не о государстве Гренада, а об испанской провинции Гранада.

Песни о гражданской войне вобрали в себя и частушечные отголоски. Таково стихотворение Демьяна Бедного (Ефима Алексеевича Придворова) «Проводы», написанное в переломный для страны 1918 год. В качестве песни оно более известно по первой строке – «Как родная меня мать провожала».

Один интересный факт. Когда известный бард Олег Митяев с тогдашним аккомпаниатором Константином Тарасовым давали гастроли в ЮАР и показали местной публике несколько истинно русских песен, среди них была и песня «Проводы». Эксперимент был, конечно, рискованным – что неграм песни о гражданской войне в России? У жителей ЮАР не принято аплодировать во время исполнения, но вот для этой песни они сделали исключение, что прекрасно слышно на фонограмме. Настолько, видимо, прониклись они историей, им, в общем-то, чужой и непонятной – как семья провожала молодого красноармейца на фронт. Впрочем, видимо, дело не столько в содержании, сколько в ритме и эмоциях, вызываемых им.

«Любо, братцы, любо» — песня, традиционно считающаяся казачьей. Казачество искало в огне революции и братоубийственного столкновения особый, «третий» путь.

Так вышло, что одно историческое событие в этой песне наслоилось на другое. Поводом к созданию песни стало сражение полковника Матвея Платова со значительно превосходящими силами турок в 1774 году. Кровь пролилась на реке Каллах (в переводе на русский – Великая Грязь). Дождавшись подмоги, казаки отбросили врага.

Интересно, что строки заключительного куплета, где поётся о том, что «жинка погорюет, да выйдет за другого», в точности соответствуют исторической правде. Друг Платова, Павел Кирсанов погиб в бою. Его вдова вышла впоследствии именно за Платова, за «другого».

А вот в более известном варианте песни местом действия стал Терек, и столкнулись на нем лоб в лоб конница Буденного и белого генерала Павлова. Произошло это в 1920-м году. Правда, настоящая битва была на другой реке – Маныч. И, действительно, с той и с другой стороны сражавшихся было около сорока тысяч. Песни о гражданской войне часто точны в деталях.

Одной из «знаковых», как любят сейчас выражаться, песен о гражданской войне в России стала песня «По долинам и по взгорьям». В ней рассказывается об одном из заключительных сражений гражданской войны на Дальнем Востоке в 1922 году.

Во Владивостоке долгие годы вещала радиостанция «Тихий океан», чьи позывные были мелодией этой песни. И до сих пор на центральной почте Владивостока часы вызванивают эту мелодию в начале каждого нового отрезка времени.

Отечественная история ХХ века еще хранит немало загадок. Преподносят их и песни…



News Reporter

Добавить комментарий